- Что такое компетенции и как их продемонстрировать во время ассессментов и интервью
- Что такое компетенции
- Ориентация на результат
- Вот в чем хочет убедиться интервьюер, когда задает вам вопросы:
- Все серьезно: оценка на ассессменте
- Как показать свои компетенции на интервью
- И напоследок
- Что значит расписать свои компетенции
- Структуризация
- Категоризация
- Компетенции учеников
- Компетенция и квалификация
- Профессиональные компетенции
- Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д
- Заключение
Что такое компетенции и как их продемонстрировать во время ассессментов и интервью
Во время собеседования с вами HR-специалист, менеджер проекта или даже сам директор компании сложа руки не сидят. Нет, руки ваш интервьюер, конечно, может держать как угодно, но за его вежливой улыбкой кроется сложный и комплексный процесс оценки ваших компетенций.
В этой статье мы расскажем о том, что такое компетенции и чем они отличаются от навыков, знаний и ценностей, почему им уделяют так много внимания и для чего они вообще нужны работодателю, а также объясним, как произвести максимально хорошее впечатление на собеседовании.
Что такое компетенции
Если навыки, знания, и даже ценности можно отразить в резюме, то компетенции проверяются только во время интервью. Можно сказать, что ради них все это и затевается, иначе компании просто отбирали бы кандидатов путем скрининга CV.
Компетенции — это поведение, которое нужно компании от соискателя и которое последний должен всеми силами продемонстрировать на собеседовании. Тут есть два ключевых фактора, на которые менеджер обращает внимание в первую очередь: ориентация на результат и командная работа.
Ориентация на результат
Интервьюеру важно убедиться в том, что кандидат умеет осознанно и целенаправленно достигать результатов в рамках стоящих перед ним задач.
Никому не нужен аморфный коллега, который будет продавливать свое кресло точно с 10 до 18 часов, при этом на недели растягивая выполнение задач.
Будущий сотрудник должен не только планомерно выполнять поставленные цели, но и поддерживать высокую динамику достижения результатов.
Вот в чем хочет убедиться интервьюер, когда задает вам вопросы:
- Кандидат ясно понимает поставленные задачи.
- Активно работает для их достижения.
- Последовательно действует для получения результата.
- Не отступает перед сложностями, ищет пути решения.
- Вовремя информирует о возникших сложностях.
Вторая по важности вещь, которую будут оценивать при личной встрече, — это способность осознанно взаимодействовать в команде и использовать это взаимодействие для достижения результатов. Здесь кандидату важно продемонстрировать, что он:
- Принимает нормы и правила поведения в команде.
- Активно способствует достижению командных задач.
Все серьезно: оценка на ассессменте
Для того чтобы оценить ваши компетенции, обычно проводятся ассессменты и деловые игры, а также групповые кейс-интервью. В них всегда принимает участие сразу несколько человек.
Чтобы не запутаться в кандидатах и их компетенциях, в некоторых компаниях для каждого соискателя составляют поведенческий профиль — что-то вроде таблицы, которая состоит из следующих граф: название компетенции, описание компетенции, поведенческие индикаторы и оценка.
Допустим, мы рассматриваем показатель под названием «Нацеленность на результат». Индикаторы будут те же (ясно понимает задачи, активно работает над их достижением, сообщает о сложностях и т. д.), то есть всего будут оцениваться пять показателей, которые в той или иной мере проявляются у кандидата. За каждый из пунктов можно получить оценку от 1 до 3. Максимальный балл вам дадут, если вы:
- Покажете, что четко понимаете, в чем ваши задачи, каковы их приоритеты.
- Зададите вопросы, чтобы прояснить непонятные моменты.
- И самое главное, сами, без напоминания, проконтролируете свою эффективность и вовремя выполните все, чего от вас ждали. Это и нужно любому работодателю.
Как показать свои компетенции на интервью
Если формат отбора не подразумевает активных действий (решения кейса или работы в группе), это не значит, что вы не сможете продемонстрировать свои компетенции. Во время интервью один на один вас обязательно попросят привести примеры из жизни, которые расскажут о вас лучше любых общих слов.
Примеры того, как эффективно и легко вы работаете в команде, как хорошо ставите себе цели и как уверенно к ним идете, нужно готовить заранее.
Когда вам зададут прямой вопрос, вы рискуете растеряться и не вспомнить ничего выразительного.
Перед серьезным интервью устройте «вечер воспоминаний»: вспомните несколько случаев из жизни, выберите тот, то точнее вас опишет, и структурируйте рассказ примерно по такой схеме:
- Situation: В какой ситуации вы оказались и почему?
- Task: Какие задачи перед вами стояли? Кто их устанавливал? Как были расставлены приоритеты?
- Action: Какие действия вы предприняли?
- Result: И к чему это привело? Подытожьте свою зарисовку небольшим выводом.
И напоследок
Углубившись в подготовку с головой, не забывайте о второй заинтересованной стороне — компании.
Изучите все, что сможете найти: почитайте открытые источники, поспрашивайте знакомых, по возможности узнайте об отношениях внутри компании и организации рабочего процесса, и главное, внимательно перечитайте профиль позиции, на которую вы претендуете. Попытайтесь понять, насколько именно этой компании нужно, чтобы вы были командным игроком, нацеленным на результат.
Источник: https://changellenge.com/article/kompetentsii-previshe-vsego/
Что значит расписать свои компетенции
По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу).
Последнее сводится к термину «профессиональная компетенция». Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.
Структуризация
Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:
- Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
- Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
- Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя — своих достоинств и недостатков.
- Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
- Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед — то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
- Оценивающего. Принцип трех «само»: анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.
Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия «формирование компетенций».
Категоризация
Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:
- руководство собой;
- руководство другими;
- руководство организацией.
Каждая из категорий содержит некоторое число видов. Всего их двадцать.
Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.
Рассмотрим следующие:
- Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
- Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.
Почему были выбраны именно эти?
Компетенции учеников
Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название — ключевые компетенции.
Узнайте к чему: Вымогательство с угрозами статья срок
Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:
- учиться — как главное действие;
- думать — как двигатель развития;
- искать — как мотивационный пласт;
- сотрудничать — как коммуникативный процесс;
- адаптироваться — как социальное совершенствование;
- браться за дело — как реализация всего вышеперечисленного.
Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):
- Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
- Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
- Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
- Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
- Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
- Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
- Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.
Компетенция и квалификация
Европейские страны синонимируют значение слов «квалификации» и «компетенции». Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.
Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:
- Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
- Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
- Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек — компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
- Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности — самообразование, усовершенствование, личностный рост.
- Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
- Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.
Узнайте к чему: Стандартный договор дарения квартиры
Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в качестве синонимов. Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения.
Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.
Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.
Профессиональные компетенции
В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт — профессионально-ориентированные компетенции.
У понятия есть четыре связующие интерпретации:
- Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в профессиональной среде; открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
- Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
- Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
- Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.
Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность — это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.
Компетенции педагога — одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом — ниже.
Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д
Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.
Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:
- использования приемов обучения в реальном положении дел;
- гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
- развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.
В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:
- Первый уровень компетенции — репродуктивный.
- Второй — адаптивный.
- Третий — локально-моделирующий.
- Четвертый — системно-моделирующий знания.
- Пятый — системно-моделирующий творчество.
Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:
- ориентированность на индивидуальные особенности;
- сопоставление предыдущих оценок с целью выявления профессионального роста;
- диагностирование — должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
- создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.
Оценка компетенций полагается на такие критерии:
- знания предмета;
- новаторство;
- отношение к работе;
- знание психологически-педагогических баз;
- умение составлять учебные планы;
- эффективность учебных планов;
- педагогический такт;
- отношение к учащимся;
- применение в работе индивидуального подхода;
- мотивация учеников;
- развитие у учащихся навыков научного мышления;
- развитие у учеников творческого мышления;
- умение вызвать интерес к предмету;
- компетенции на уроке — виды работы и деятельности;
- корректность речи;
- обратная связь;
- оформление документации;
- самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
- внеклассная работа:
- общение с родителями, коллегами, администрацией.
Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?
Компетенция власти:
- реализация политики (внутренней и внешней);
- контроль социально-экономической сферы;
- управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
- способность поддерживать целостность связующих элементов;
- формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
- реализация права законодательной инициативы.
Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.
Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня.
Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:
- знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
- способность анализировать полученные знания и реализовать верные решения на пользу компании;
- способность постоянного движения вперед.
Заключение
Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции.
С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.
Источник: https://fileddl.info/znachit-raspisat-svoi-kompetentsii/